АвторСообщение
постоянный участник


Сообщение: 1
Зарегистрирован: 22.11.06
ссылка на сообщение  Отправлено: 22.11.06 09:33. Заголовок: Игры для незрячих - миф или реальность?


Игры для незрячих - миф или реальность?


    Вселенная, Природа, Человек - есть единство разумного.


Здравствуй читатель!
Спасибо что решил ознакомиться с этой статьёй!
Значит тебе не безразлично.

Ни для кого не секрет, что незрячие работают на компьютерах, да и интернет
давно не новинка для незрячего пользователя. Для этих целей существуют две основные программы: Max-reader, Максима васильева
и скрин-ридер JAWS.

Макс-ридэр: это говорящая программа, основная функция которой, озвучивать
документы и книги в формате txt. Хотя возможности ее гораздо обширнее.
Что же такое знаменитый на весь мир JAWS? Это резедентная программа,
единственная функция которой, озвучивать меняющуюся на экране информацию.
То есть незрячий пользователь компьютера получает возможность работать практически с любыми приложениями виндовс. Правда, в последнее время программисты черезчур
увлекаются оформлением интерфейса своих программ графическими изысками, что
затрудняет работу незрячего с подобными приложениями вплоть до невозможности их
использования. Почему? Всё дело в том, что «джоз» может озвучить только
напечатаную информацию. Графику же, он не понимает. То есть - если нарисовать
слово, что часто можно встретить на отдельных сайтах, то это слово произнесено
не будет. Есть, конечно, в «джозе» функция «наклейщик ярлыков», но на все слова
ярлыки не наклееть.

Но это всё касается вообще работы на компьютере, а как же с отдыхом-то быть?
Итак об играх...

Можно ли играть незрячему в компьютерные игры, интерфейс которых сплошная графика?
Ответ однозначный - нет. Но не всё так плачевно. Существует пара-тройка десятков игр, написанных незрячими для незрячих. Прошу тебя читатель - не падай в обморок :) Некоторые игры действительно написаны незрячими.

И как не трудно понять на экране ничего не происходит, все события озвучиваются,
а управление осуществляется с клавиатуры. Приведу лишь некоторые игры: «Mark1» -
это гонки; «техно-шок» - это борьба с роботами захватившими людей в плен. Эти игры
самостоятельные, тоесть они сами себя озвучивают посредством аудио-файлов или DirectX.

И еще хочется упоминуть текстовый квест Максима Васильева "Зеркало". Для него
требуется звуковой драйвер "Digalo". Эта игра имеет и звук и графику, но
адаптирована для незрячего.

Основная же масса подобных игр озвучивается программой «джоз».

Резюмируя сказанное, можно сказать, что игр для незрячих очень мало, а многие
из них просто примитивны. Если кто желает ознакомиться с этой проблемой поближе,
а может и чем-то помочь (изменить существующее положение в сторону
расширения игровой базы для незрячих) приглашаю посетить наш специализированный
сайт: tiflocomp.ru. Возможно именно вы сможете помочь и при этом получить
столько искренней благодарности, сколько вы не получали ее за всю свою жизнь.

А теперь к тому из-за чего вобщем-то и появилась эта статья.
Подключил я интернет восьмого сентября 2006 года, и сразу же, естественно, мне помогли открыть почтовый ящик. И вот во второй декаде октября, совершенно случайно,
попадаю на сайт "Мир текстовых квестов". Закачал практически всё что на нём было,
А так же «досурку». И какое же было моё разочарование, когда я обнаружил, что
досурка мне недоступна. Хочу пояснить, что «джоз» не дружит с досовскими
приложениями. Но нас голыми руками не возьмёшь.! Продолжаю поиск, и - о, радость!
Нахожу AkURQ 1.27. Открываю квест, как сейчас помню про хомяка Семёна, и он работает!

Правда информацию приходится прочитывать вручную, прогоняя курсор сверху вниз
построчно. Мне это естественно не нравится. Ха-ха! А «джоз»-то зачем, спрашивается?
Пишу скрипты и всё! Информация произносится автоматически по нажатию (enter).
Хочу пояснить: В «джозе» предусмотрен диспетчер скриптов, с помощью которого
можно адаптировать «джоз» почти к любым программам. Язык скриптов специфический,
понятный только «джозу».

Решил я, после прочтения статей опробовать другие платформы. Скачал «Quest», и
QSP. Но увы, «джозабельным» оказалась только AkURQ. Остальные платформы по ряду
причин неудобны в использовании незрячими.

Главные приимущества акурки заключаются в том, что основной экран (информационное окно) не пересекается с другими и поэтому информация считывается без проблем.
«Quest» же, не удобен тем, что приходится щёлкать по кнопкам, перемещая фокус с
помощью клавиши (tab).
QSP так же не доступна, так как рядом с информационным окном находится инвентарь.
Почему? Дело в том, что джоз озвучивает горизонталь целиком и в результате
получается "каша". Тоесть это уже не игра, а сплошное мысленное фильтрование.
Что не только неудобно, а еще и утомительно. Человек, садясь за игру, хочет
получить удовольствие, а какое ж тут удовольствие, когда приходится
выфильтровывать из мешанины слов смысл. И еще одна не менее важная проблема этой
платформы - невозможность отключения фоновой музыки. Музыка эта зачастую орёт в
3 раза громче синтезатора речи и, игры не может быть впринципе. В акурке, как
извесно, есть эта возможность, а стало быть и нет проблемы на этот счёт.
Так что мы, незрячие, голосуем за акурку и просим автора не бросать работу по ее
усовершенствованию.
И так, мой первый рассказ подошел к концу. Надеюсь, что мы с тобой читатель,
еще не раз встретимся!

Всего вам доброго и светлого.
С уважением Иван Денишев, Невинномысск.
diamass@mail.ru Пишите, поговорим!


--------------------------------------------------------------------------------

КОММЕНТАРИИ (Belial)

Некоторые недостатки платформы QSP по части интерфейса (с позиции незрячих, естественно) были описаны автором до более подробного ознакомления с платформой. После некоторых разъяснений автор несколько изменил свое мнение. В частности: возможность скрывать отдельные окна является полезным свойством, возможность же располагать окна по своему усмотрению конечно полезна, но для незрячего все же является проблематичной. Поэтому у автора есть просьба к создателю платформы сделать версию с фиксированным расположением окон - а именно, одно под другим и возможностью переключаться между окнами при помощи клавиши (tab). (из личной переписки)

Желающим ознакомиться с принципом работы программы JAWS и тем самым более полно понять проблемы автора и других незрячих прилагаю «Учебник Jaws на русском языке» (93 kb) >>

Призываю авторов игр и платформ с пониманием и участием отнестись к проблемам незрячих игроков. Конечно - IF, с одной стороны, всего лишь наше хобби и мы никому ничего не должны, но с другой - разве в вас не вдохновляет на свершения все, написанное выше. Меня вдохновляет. Чего и вам желаю.

С уважением, Belial.



Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить
Ответов - 15 [только новые]


постоянный участник




Сообщение: 49
Зарегистрирован: 17.11.05
ссылка на сообщение  Отправлено: 22.11.06 09:39. Заголовок: Re:


хочу сразу предупредить, что эту тему открыл я по просьбе Ивана. В силу того что ему сложно общаться в онлайне - его ответы буду передавать сюда я. Ваши ответы будут пересылаться на почтовый ящик автора.

Прошу всех с пониманием и участием отнестись к проблемам незрячих и поучавствовать в обсуждении.

Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить
постоянный участник


Сообщение: 2
Зарегистрирован: 22.11.06
ссылка на сообщение  Отправлено: 22.11.06 09:49. Заголовок: Последний комментарий к статье :)


В общем и целом нормально, а по поводу окон, придётся маленько подправить.
Вот последние исследования: включаю в акурке отображение инвентаря, и мало
того что он не мешает считывать главное окно, а еще им я могу пользоваться.
Так что, по большому счёту, совсем не важно где они расположены, тут видемо
в програмировании. Точнее в его подходе.


Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить





Сообщение: 14
Зарегистрирован: 25.08.06
ссылка на сообщение  Отправлено: 22.11.06 11:10. Заголовок: Re:


УХ ТЫ! вот это да!
Так сказать, настоящая реальная польза от текстового квеста (не в том смысле, что раньше пользы не было - ну да я думаю, понятно, что имеется в виду)
Вопрос технического характера, скорее к belial'у - я не совсем понял - есть какие-либо проблемы при голосовой интерпретации квеста, лежащие на совести автора ИГРЫ (не платформы) (кроме фоновой музыки) - или эта тема касается больше платформы?

Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить
постоянный участник




Сообщение: 50
Зарегистрирован: 17.11.05
ссылка на сообщение  Отправлено: 22.11.06 11:15. Заголовок: Re:


хм... не знаю, почему ты решил что этот вопрос лучше задать мне... все-таки автор, я думаю со своей позиции лучше ответит... так что передам ему этот вопрос...

кстати... еще одна большая просьба - излагать здесь свои мысли четко и без уклонений от темы (пример - сообщение ниже) - чтобы не создавать сложностей автору, засоряя его почту сообщениями ни о чем... поймите правильно и держите себя в руках :)

Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить





Сообщение: 15
Зарегистрирован: 25.08.06
ссылка на сообщение  Отправлено: 22.11.06 11:26. Заголовок: Re:


оффтоп: иногда у людей по утрам странная логика :)))

Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить
администратор


Сообщение: 146
Зарегистрирован: 17.05.05
ссылка на сообщение  Отправлено: 22.11.06 13:03. Заголовок: Re:


На этом же сайте, http://www.tiflocomp.ru, есть еще статья "Текстовые квесты и их дидактическая функция" Зелинского А.Л., автора теста "Шукач скарбів фараонів".

Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить
постоянный участник


Сообщение: 3
Зарегистрирован: 22.11.06
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.11.06 06:34. Заголовок: Re:


Goose пишет:

 цитата:
я не совсем понял - есть какие-либо проблемы при голосовой интерпретации квеста, лежащие на совести автора ИГРЫ (не платформы) (кроме фоновой музыки) - или эта тема касается больше платформы?



Проблема с озвучкой текста возникает только в одном случае, а именно.
Когда встречаются операторы Pause и AnyKey. В остальных случаях платформа
почти 100% джозабельная, учитывая то, что фоновая музыка в Akurq отключается
программно.
И как дополнение: Графика в квестах совсем не мешает. Jaws ее качественно
игнорирует. И по этому, если на присунке изображен предмет, воспользоваться
которым, можно только щелкнув по нему мышкой, то такой квест незрячий пройти
не сможет.

Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 24.11.06 19:52. Заголовок: Re:


Есть еще вариант. Не очень подходит для русских условий доступа в Интернет, но в целом кажется мне более предпочтительным. Работать может в той же акурке. Суть в том, чтобы наряду с текстом вставлять в квест озвучку (т.е. прочитанный в микрофон текст). Варианты действий называть по номерам от 1 до (1)0, последним будет "повторить". Трудновато для автора, зато при разборчивом чтении куда лечге понимается и куда удобнее в использовании, чем юзание голосового движка.

Спасибо: 0 
Цитата Ответить
постоянный участник


Сообщение: 4
Зарегистрирован: 22.11.06
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.11.06 14:25. Заголовок: Re:


>][ломидоманад

Идея хорошая, но трудно реализуемая. об этом уже думал и даже написал такую
игрушку.
Текста в ней на 3 кило, а звуковых файлов больше двух мегабайт, плюс
муз-эффекты.
Да и лишнее всё это. Вы просто не слышали современные синтезаторы.
Я использую для этих целей 2 синтезатора: Николай (русский голос) и Вика
(английский голос).
Лучшие синтезаторы речи на сегоднешьний день. Приятные голоса, да и
пунктуацию соблюдают.
Тоесть не просто бубубу, а еще и с выражением. Конечно до человека им еще
далеко, тем не менее книги читать можно, и не без удовольствия.

Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить





Сообщение: 49
Зарегистрирован: 07.12.05
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.11.06 09:22. Заголовок: Re:


Это полезно даже зрячим! Глазки-то устают!!! Спасибо Иван, буду смотреть эти программы...

Да, еще! Я правильно понял, что в последней Акурке у тебя все работает? То есть если я пишу под нее, то игра будет работать у тебя нормально? Инвентарем сможешь пользоваться или надо переделывать как-то по другому? В Акурке 1.27 бета 2 функции инвентаря по правой кнопке мышки вызываются.

Goraph пишет:

 цитата:
Если уж Корвин ты говоришь о слепых людях, то подумай лучше, как они вводят слова из "мозгового шторма" в игре "Джин", победителе недавнего конкурса, чем запрещать нам цвета, музыку и видео



А вот правда, я например, не в курсе как незрячий человек вводит текст с клавиатуры - в Q-квесте тоже надо предмет выбирать вводом. Может быть лучше заменять на меню? Или на самом деле проблемы нет?

Я вегетарианец не потому, что я люблю животных, просто я ненавижу растения. © А.Уитни Браун. Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить
постоянный участник


Сообщение: 4
Зарегистрирован: 17.09.06
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.11.06 09:30. Заголовок: Re:


Saruman, проблемы со вводом и нет. Нажатия клавиш могут озвучиваться. Хочешь, попробуй сам — выключи монитор и включи Narrator.

Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить



Не зарегистрирован
Зарегистрирован: 01.01.70
ссылка на сообщение  Отправлено: 28.11.06 15:21. Заголовок: Re:


Иван Денишев
Ну... звуковые файлы ведь можно ужать... до некоторой степени:). А голосовые синтезаторы, конечно, скачаю и послушаю. Года три назад, когда интересовался этим вопросом, с грамотным чтением по-русски (да и по-английски тоже) у них были проблемы. С другой стороны, за это время появился тот же Yamaha Vocaloid, который не то что говорить, а даже петь может вполне по-человечески... интересно, что будет еще через десяток лет.

Спасибо: 0 
Цитата Ответить
постоянный участник


Сообщение: 5
Зарегистрирован: 22.11.06
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.11.06 09:00. Заголовок: Re:


Иван Денишев пишет:

 цитата:
Это полезно даже зрячим! Глазки-то устают!!! Спасибо Иван, буду смотреть эти программы...

Да, еще! Я правильно понял, что в последней Акурке у тебя все работает? То есть если я пишу под нее, то игра будет работать у тебя нормально? Инвентарем сможешь пользоваться или надо переделывать как-то по другому? В Акурке 1.27 бета 2 функции инвентаря по правой кнопке мышки вызываются.



Глазки устают. Это точно. Даже зрячие читают книги при помощи макс-ридэр. А
что, очень удобно, слушай и занимайся чем хочешь. К тому же в нём не надо
страницы переворачивать, всё делается автоматически.
А на счет акурки: благодаря Акеле в последней версии всё 100 процентно
работает.
Скажу больше: действия инвентаря (если такие есть) вызываются по клавише
контекст-меню.
Так что на спицифику можете не обращать внимание.
А затрудняют жизнь незрячим всего два оператора (Pause и anikey).

Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить
постоянный участник


Сообщение: 6
Зарегистрирован: 22.11.06
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.11.06 09:03. Заголовок: Re:



 цитата:
Если уж Корвин ты говоришь о слепых людях, то подумай лучше, как они вводят слова из "мозгового шторма" в игре "Джин", победителе недавнего конкурса, чем запрещать нам цвета, музыку и видео



Не понял, это я запрещаю всё перечисленное?
Да ради бога, включайте в квесты что хотите. Всё равно джоз графику не
видит.
Если же какие-то игры нам окажутся не доступны, подумаешь! Не все же.

Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить
постоянный участник


Сообщение: 7
Зарегистрирован: 22.11.06
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.11.06 09:11. Заголовок: Re:



 цитата:
Saruman, проблемы со вводом и нет. Нажатия клавиш могут озвучиваться.
Хочешь, попробуй сам выключи монитор и включи Narrator.



Я не понимаю почему возник этот вопрос. Статью, интересно, я как писал?


 цитата:
Ну... звуковые файлы ведь можно ужать... до некоторой степени. А голосовые
синтезаторы, конечно, скачаю и послушаю. Года три назад, когда интересовался
этим вопросом, с грамотным чтением по-русски (да и по-английски тоже) у них
были проблемы. С другой стороны, за это время появился тот же Yamaha
Vocaloid, который не то что говорить, а даже петь может вполне
по-человечески... интересно, что будет еще через десяток лет.



Скачайте, не пожалеете. Правда самостоятельно они работать не будут. Это же
только звуковые драйверы. Что бы они чего либо ляпнули, на вход нужно подать
соответствующий сигнал в текстовом коде.
Так что джоза скачать тоже придётся.
Можно было бы где-нибудь выложить 2 mp3 файла, я бы записал эти голоса. Для
ознакомления, так сказать.
А через 10 лет будет примерно тоже, что и в сериале "звёздный путь".
Не события конечно, а общение с машиной по средствам голосовых команд.
Во где раздолье для хакеров.


Спасибо: 0 
Профиль Цитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 220
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет